Тема "Логика" в курсе информатики 5-9 классов по программе Л.Л.Босовой
Согласно задумке автора программы, курс информатики средней школы разбивается на два уровня, нося в 5-6 классах ознакомительный характер, а в 7-9 классах формирование целостного мировоззрения. По мнению автора, изучение информатики направлено в 5–6 классах на развитие общеучебных умений и навыков, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, формированию основных общеучебных понятий, в то время как в 7–9 классах направлено на ссовершенствование навыков работы с информацией и развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.
Ниже
приведены выдержки из авторской программы Босовой Л.Л. в которых определено место
и содержание темы «Логика» в общем курсе информатики, разбиение темы по уровням
изучения (5-6 и 7-9 классы).
Содержание учебного предмета
Раздел
|
Элементы содержания (выдержки)
|
Раздел
1. Введение в информатику;
|
-
Логика высказываний (элементы алгебры логики).
-
Логические значения, операции (логическое
отрицание, логическое умножение, логическое сложение).
-
Логические выражения.
- Таблицы
истинности.
|
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
Тема
|
Основное содержание по темам
|
Характеристика деятельности ученика
|
5–6 классы
|
||
Тема 6. Информационные модели
|
Табличные
информационные модели.
Табличное
решение логических задач.
|
|
7–9
классы
|
||
Тема 6. Математические основы информатики
|
Двоичная
арифметика.
Логика
высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое
умножение, логическое сложение), выражения,
таблицы истинности
|
Практическая деятельность:
строить
таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
|
Тема логики не
является сквозной при изучении курса информатики в 5-6 и 7-9 классах, в 7
классе на изучение темы не отведено часов вовсе.
В применении к
изучению темы «Логика» можно сказать, что на уровне 5-6 класса происходит
- первичное знакомство с понятиями логики,
такими, как «высказывание», «суждение»,
«множество», "истина", "ложь".
- решение логических задач путем
рассуждения, в том числе при помощи одной или нескольких таблиц,
- решение задач с частично верными высказываниями (Истина-Ложь).
Рекомендуемое поурочное планирование
5 класс
Номер урока
|
Тема урока
|
Параграф учебника
|
16
|
Табличное решение логических задач. Сопоставление
|
§ 9 (2)
|
17
|
Табличное решение логических задач. Сопоставление
|
§ 9 (2)
|
18
|
Преобразование информации путем рассуждений. Истина-Ложь
|
§ 12 (6)
|
6 класс
Номер урока
|
Тема урока
|
Параграф учебника
|
4
|
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношение является элементом множества.
Отношения между множествами
|
§ 3 (1, 2, 3)
|
5
|
Отношение входит в состав.
|
§ 3 (4)
|
…
|
||
12
|
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
|
§ 8 (1, 2)
|
13
|
Определение понятия.
|
§ 8 (3)
|
…
|
||
17
|
Табличные информационные модели.
|
11 (3, 4)
|
18
|
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
|
§ 11 (1, 2)
|
8 класс
Номер урока
|
Тема урока
|
Параграф учебника
|
8
|
Высказывание. Логические операции
|
§ 1.3
|
9
|
Построение таблиц истинности для логических
выражений
|
§ 1.3
|
10
|
Свойства логических операций
|
§ 1.3
|
11
|
Решение логических задач
|
§ 1.3
|
12
|
Логические элементы
|
§ 1.3
|
13
|
Обобщение и систематизация основных понятий
темы «Математические основы информатики».
Проверочная работа
|
Планируемые результаты изучения информатики
Раздела 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
-
составлять логические выражения с операциями И,
ИЛИ, НЕ;
- понимать смысл понятия «высказывание»,
логических операций «конъюнкция», «дизъюнкция», «инверсия»;
- выделять в сложном (составном) высказывании
простые высказывания, записывать сложные высказывания в форме логических выражений
— с помощью букв и знаков логических операций;
-
определять значение логического выражения;
-
строить таблицы истинности для логического
выражения.
Выпускник получит возможность:
-
научиться решать логические задачи с
использованием таблиц истинности;
- научиться решать логические задачи путем
составления логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий